Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Проблема детской самостоятельности 16.03.2024

16.03.2024г. для законных представителей учащихся 1 класса был проведён родительский университет "Проблема детской самостоятельности". Занятие проводили классные руководители Омельянович Г.Н. и Касацкая Л.В.

Тема: Проблема детской самостоятельности

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает младший школьный возраст. Самостоятельность - качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять своё поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь. Самостоятельность учащегося - залог его успешного обучения в школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем.

Самостоятельность у младших школьников имеет относительно ограниченный характер. К примеру, готовя домашние задания, многие дети в случае затруднений охотно, без колебаний спешат за помощью к старшим. Выполняя обязанности по дому, дети строго следуют полученной установке и не выходят за пределы её границы. Причины подобных явлений лежат в психологических и возрастных возможностях детей. Психика младших школьников отличается неустойчивостью и противоречивостью. Они с готовностью берутся за дело, но недостаточное развитие воли ведет к импульсивности, склонности действовать под влиянием случайных побуждений. Поэтому дети не всегда могут выполнить задуманное, им недостаёт настойчивости, упорства в преодолении трудностей. У многих детей самостоятельность не сформирована. Родители должны понять, что развитие самостоятельности начинается в семье. Часто родители сами отказываются от воспитания в ребёнке самостоятельности, так как это для них проще и удобнее. Например, когда ребенок делает домашнее задание под полным контролем родителей и отказывается его выполнять, если взрослых нет дома. Или дети приучены к тому, что ничего нельзя делать без ведома родителей и поэтому без особых указаний они не сходят за продуктами или не сделают чего-нибудь по дому. Или ребенок хочет сделать какое-то дело самостоятельно, но взрослые из-за чрезмерной опеки и боязни за него, не позволяют ничего сделать. Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.

Многие взрослые часто не осознают важности и значимости развития самостоятельности для становления личности ребёнка. Тем не менее в развитии этого процесса можно говорить об определённой логике, выделить основные этапы:

Первый этап. Дети действуют по определённому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания).

 Второй этап. Дети в состоянии выполнить самостоятельно части работы. Находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самостоятельности).

Третий этап. Младшие школьники выполняют определённую работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее значимых видах деятельности (этап более полной самостоятельности).

В выработке самостоятельных навыков нужно доброжелательное терпение родителей, многократные повторения, поощрения, радость вместе с детьми, что уже хоть что-то стало получаться. Ребёнок должен чувствовать, что его работа действительно кому-то нужна, что она приносит пользу.

Степень самостоятельности детей в младшем школьном возрасте зависит и от личностных качеств. Нельзя сравнивать способности своего ребенка с достижениями других детей. Некоторым достаточно, чтобы взрослые контролировали результаты их деятельности, а другим необходим контроль на протяжении всего процесса. Кому-то хватит одного напоминания, другим требуется неусыпное внимание взрослого. Если все-таки ребенок привык к постоянному контролю со стороны родных, если каждому его шагу предшествует напоминание, окрик, понукание, то бесполезно ждать, что все изменится так быстро. Надо набраться терпения. Воспитание самостоятельности, передача ответственности ребенку в этом случае должна быть постепенной. С чего же начать процесс самостоятельности?

1)Приучайте ребенка к самостоятельности в выполнении домашних обязанностей. Пусть он помогает вам по хозяйству, выберите то, что наиболее соответствует вашему укладу жизни.

2) Предоставьте ребенку возможность самому себя обслуживать. Предъявляемые к сыну или дочери требования должны быть адекватны их возрасту и последовательны. Не стоит делать за ребенка то, что он может сделать сам.

3)Как можно чаще привлекайте ребенка к обсуждению общих планов, выслушивайте и принимайте во внимание его мнение. То же касается и конфликтных ситуаций: ищите выход вместе, обговаривая все плюсы и минусы предложенных решений, старайтесь приходить к компромиссам.

 4)Не «стойте над душой» у сына или дочки. Ребенок, привыкший к тому, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать. Когда он начал работу, займитесь своими делами, подходите к ребенку лишь время от времени и смотрите, как у него продвигаются дела. Если заметили, что он отвлекся, - спокойным и доброжелательным тоном поинтересуетесь его успехами.

5)Поощряйте вопросы с его стороны, но не «разжевывайте» ему задания- он должен сам научится их понимать. Непонятное, спорное слово, нужный синоним поищите вместе в словаре - это, с одной стороны, послужит сменой деятельности, а с другой - приучит сына или дочь пользоваться справочной литературой.

6)Преодолеть отвлекаемость поможет составление расписания и развитие у ребенка чувства времени.

7)Если ребенку важно посмотреть какую-либо передачу или сходить погулять, постарайтесь вместе рассчитать время так, чтобы все успеть. Попробуйте предположить, сколько времени может занять выполнение того или иного задания, а затем засеките время и сравните результаты. Договоритесь, что выполненным считается только то задание, которое сделано полностью и аккуратно.

8)Определите индивидуальные особенности ребенка, понаблюдав за стилем его работы: насколько быстро он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго «раскачивается», какой вид деятельности ему дается легче (письмо, счет, чтение, рисование и т.д.), какие учебные предметы ему более интересны. Затем, учитывая эти особенности, вместе составьте план выполнения уроков на каждый день. Постепенно ребенок приучится рассчитывать время и организовывать свою деятельность, и ваше присутствие в комнате перестанет быть необходимым. В ваши функции будет входить контроль конечного результата. Обустройте ребенку постоянное рабочее место, где ему будет удобно и приятно заниматься. Ни в коем случае не позволяйте ему садиться за уроки при включенном телевизоре, компьютере, по возможности создайте на время подготовки домашних заданий спокойную и тихую обстановку.

9) Собирать портфель необходимо научить ребенка собирать с первого класса, ему может помочь список предметов, которые надо взять с собой в тот или иной день.

10)Если вы говорите, что что-то сделаете, то сделайте это непременно. Иначе ребенок привыкнет «пропускать мимо ушей» ваши предупреждения.

Развитие самостоятельности важно не только в обыденной жизни, но и в учебной деятельности. Здесь важно выполнение следующих правил для родителей:

Правило 1. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за учебу и личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

Правило 2. Попробуйте сначала помогать ему ровно настолько, насколько он в этом действительно нуждается, и ни в коем случае не делайте за ребенка то, что он может выполнить сам.

Правило 3. Наберитесь мужества и позвольте своему чаду встретиться с негативными последствиями несделанных домашних заданий, чтобы он научился быть самостоятельным.

 Таким образом, для развития самостоятельности у ребёнка можно следовать данным рекомендациям, а можно выбирать свои способы решения этого вопроса. Важно, чтобы наряду с требованиями к ребенку, не забывать и о его праве на собственный взгляд на вещи, о праве самому принимать решения и нести за это ответственность.