Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Советы психолога

Рекомендации для взрослых.

 

Правила экстренного вмешательства

позволяют в конфликтной ситуации с агрессивными детьми и подростками обеспечивать позитивное разрешение конфликтов и устанавливать партнерские отношения.

Правило 1. Игнорировать незначительную агрессию, переключив его внимание на что-то другое.
Правило 2. Акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ребенка и подростка.

Негативная оценка личности является одной из наиболее распространенных  причин  перехода  агрессивных реакций в устойчивое

агрессивное поведение.
Не вешать «ярлыка». Дети, проявляющие агрессию, моментально получают репутацию «агрессивных», «конфликтных», «враждебных».
Правило 3. Не усиливать напряжение ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией, – снизить напряжение ситуации.
Типичные действия взрослого, усиливающие напряжение и агрессию, включают в себя: повышение голоса, изменение тона на устрашающий; демонстрация власти: «Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»; сарказм, насмешки; настаивание на своей правоте; сравнение ребенка с другими; команды, жесткие требования, давление; подкуп, награды.
Правило 4. Обсуждать проступок.

       Для профилактики агрессивного поведения необходимо обсуждать нежелательное поведение ребенка всякий раз, когда оно превышает допусти-мый порог. Анализировать поведение нужно не в момент самой выходки, а только после. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, а затем обсудить в группе. При обсуждении важно сохранять спокойную и объективную позицию, апеллируя не к личности ребенка, а к тем правилам, которые он нарушил.
Правило 5. Сохранять положительную репутацию.

         Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Дети и подростки стараются избежать любой ценой публичного осуждения и негативной оценки, используя различные механизмы защиты и защитного поведения. Их цель – сохранить самоуважение. Плохая репутация и негативный ярлык опасны и, закрепившись за ребенком, становятся побудительной силой агрессивного поведения личности.
Правило 6. Демонстрировать модели неагрессивного поведения.
       Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» – это демонстрирование моделей поведения, альтернативных агрессивному.
При первых незначительных признаках агрессии целесообразно использовать мягкую тактику – игнорирование; переключение внимания; «изящный уход».
Изящный уход – это дипломатический маневр, позволяющий всем участникам выйти из травмирующей, конфликтной ситуации.

 

Рекомендации по разрешению конфликтной ситуации

 

Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации мо­гут быть сведены к следующему:

  1. Признать существование конфликта. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с подростком по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, дети страдают, а открытого признания его нет. Каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого. Однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.
  2. Определить возможность переговоров. После признания нали­чия конфликта и невозможности его решить «с ходу» целесооб­разно договориться о возможности проведения переговоров и уточ­нить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.
  3. Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры», т. е. оговорить сроки, место, процеду­ру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.
  4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Ос­новная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наи­большего разногласия и точки возможного сближения позиций.
  5. Разработать варианты решений. Стороны при совместной рабо­те предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.
  6. Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда воз­можных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: резолюции, договоре о сотрудничестве и т. д. В особо сложных или ответственных слу­чаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.
  7. Реализовать принятое решение на практике. Если процесс со­вместных действий заканчивается только принятием прорабо­танного и согласованного решения, а дальше ничего не происхо­дит и не меняется, то такое положение может явиться детонато­ром других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные перего­воры проводить будет намного сложнее.

 


Правила бесконфликтного общения

 

 

Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.

Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

Не забывайте, что если не остановитесь сейчас, то позднее сделать это будет практически невозможно — так стремительно нарастает сила конфликтогенов!

Чтобы выполнить первое правило, поставьте себя на место собесед­ника: не обиделись бы Вы, услышав подобное? И допустите вероят­ность, что положение этого человека в чем-то уязвимее Вашего.

Способность ощутить чувства другого человека, понять его мысли на­зывается эмпатией. Таким образом, мы пришли еще к одному правилу.

Правило 3. Проявляйте эмпатию к собеседнику.

Существует понятие, противоположное понятию конфликтогена. Это благожелательные посылы в адрес собеседника. Сюда относится все, что поднимает настроение человеку: похвала, комплимент, дру­жеская улыбка, внимание, интерес к личности, сочувствие, уважитель­ное отношение и т. д.

Правило 4. Делайте как можно больше благожелательных посылов.

Следует вкратце сказать о гормональных основах наших состояний. Конфликтогены настраивают нас на борьбу, поэтому сопровождаются выделением в кровь адреналина, придающего нашему поведению аг­рессивность. Сильные конфликтогены, вызывающие гнев, ярость, со­провождаются выделением норадреналина.

И наоборот, благожелательные посылы настраивают нас на комфор­тное, бесконфликтное общение, они сопровождаются выделением так называемых «гормонов удовольствия» — эндорфинов.

 


Рекомендации по работе с гиперактивными детьми с истерическими реакциями

 

  1. Игнорировать истерические реакции.
  2. Мягко предупредить класс не обращать внимание в момент ис­терики.
  3. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
  4. Не стремиться угодить.
  5. Не обращать внимания на плохое настроение, поведение — это­го ему и надо.
  6. Чаще давать понять, что он в праве сам решать и нести ответ­ственность за свои решения и поступки.
  7. Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди одноклассников, а не поведением, т. к. у таких детей неутолимая жажда признания.
  8. Высокий уровень притязаний. Определить круг доступных притязаний.
  9. Требует много льгот для себя.
  10. Лживы, способны входить в доверие. Не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.
  11. Не критиковать личность в целом, только поступки.
  12. Пусть эмоции будут проявляться бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.
  13. Усилить систему поощрений и наказаний (наказание — непод­вижностью). Такое наказание он запомнит.
  14. Если ребенок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа дол­жна быть запоминающейся.
  15. Влияние всепрощающих взрослых устраняется. Семья как один человек — требования всех членов едины.
  16. Ожесточить режим. Пресекать бесцельное времяпрепровождение.
  17. Ребенок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не постоянный.
  18. Не позволять выполнять другое дело, пока не доделает до кон­ца первое.
  19. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
  20. Повышать самооценку, уверенность в себе.

 

 

 

 

 


Рекомендации по работе с застенчивыми детьми

 

 

Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте проявляется ипо­хондрия — боязнь за свое здоровье и здоровье близких людей. Проявляют­ся чрезмерная мнительность и навязчивость. Ребенку важно как он выгля­дит в глазах окружающих: в неудобных, стыдливых ситуациях он испыты­вает тяжелейший стресс, который долго переживает. Застенчивые дети склонны к суициду. Чрезмерно внушаемы.

  1. Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.
  2. Включать в общественно полезные дела.
  3. Хвалить за самостоятельность.
  4. Стимулировать личную ответственность.
  5. Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать. Отношения сохранять ровные, открытые. Ребенок должен знать и понимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расставаться с Вами, успокоившись.
  6. Если уровень его притязаний завышен, помогите найти адекватный.
  7. Быть осторожным в передаче стрессовой информации. Не до­пускать чтобы ребенок выбегал из класса — это опасно. Если та­кое произошло, сразу последовать за ним. Даже когда такой ре­бенок очень расстроен, не выводите его из класса, это сформиру­ет желание уходить, выработает отрицательную привычку.
  8. Иногда можно позволить отвечать с места или письменно. Как правило, это дети из семей по типу воспитания высокой мораль­ной ответственности. И для этих детей самое страшное подвести кого-нибудь или ошибиться.

Задача учителя — научить такого ребенка спокойно относиться к ошибкам, воспитывать желание исправлять свои ошибки, находя при этом разные варианты решения проблем.

 

 


Причины детской агрессивности. Рекомендации для родителей

 

Акты агрессии часто называют антисоциальными. Они могут вклю­чать в себя деструктивное поведение. Ребенком, который обнаружива­ет деструктивное поведение, движет чувство гнева, отверженности, не­защищенности, тревоги, обиды и часто неспособность к четкому вос­приятию своей личности. У него также часто отмечается низкая само­оценка. Он не способен или не хочет, или боится выразить то, что чув­ствует.

Такой обиженный ребенок мотивирован недифференцированным чувством гнева и страха. Его поведение может демонстрировать враж­дебность по отношению почти ко всем и всему. Родители и учителя часто считают, что нарушения поведения у такого ребенка связаны с его внутренними побуждениями, с каким-то внутренним стремле­нием поступать так, а не иначе. Однако именно окружение (а не внутренние трудности) провоцирует ребенка; если ему чего и недо­стает, так это способности справиться с окружением, которое воз­буждает в нем чувства страха и гнева. Он не знает, как справиться с чувствами, которые порождает в нем это недружественное окруже­ние. Когда ребенок пристает к кому-нибудь, он делает это потому, что не знает, что еще он может сделать. Окружение часто провоци­рует и асоциальное поведение ребенка. Чаще всего ребенок не ста­новится агрессивным неожиданно. Это процесс, как правило, по­степенный. До этого момента он, конечно, выражает свои потребно­сти в более мягкой форме, но взрослые обычно не обращают на это внимания до тех пор, пока не наступят выраженные изменения по­ведения. То поведение, которое воспринимается взрослыми как асо­циальное, часто в действительности является отчаянной попыткой восстановить социальные связи. Ребенок не в состояния выразить свои истинные чувства никаким другим способом, кроме того, который он избирает. Он делает то единственное, что может себе пред­ставить, чтобы продолжить борьбу за выживание в своем мире.

С детьми, которые ведут себя агрессивно или демонстративно, про­ще общаться, чем, например, с замкнутыми детьми, т. к. они очень нуждаются во внимании и хотят получить положительный опыт в об­щении и совместном прошлом занятий.

Гнев — это обычное нормальное чувство. Каждый может разгневать­ся. Весь вопрос в том, что мы делаем с этим чувством, можем ли мы принять его, как мы его выражаем. Важное влияние на способ выраже­ния гнева оказывает отношение к нему, обусловленное нашей культу­рой: «Хорошо никогда не злиться». Дети по этому поводу получают двойное послание. Они испытывают волну гнева, исходящую от взрос­лых либо прямо, либо косвенно, в форме ледяного неодобрения. В тоже время для детей обычно неприемлемо прямое выражение гнева. В весь­ма раннем возрасте они учатся подавлять это чувство, испытывая либо стыд в результате узости своих матерей, либо вину за собственный гнев, чувство раскаяния, которое иногда их захлестывает. Дети наблюдают гнев в виде насилия по телевидению, слышат о преступлениях и вой­нах — поэтому у них возникает страх; поэтому гнев, подобно ужасному чудовищу, должен подавляться. Часто страх и гнев (они всегда рядом) выплескиваются в агрессивное поведение, кошмары во сне, или в сома­тические заболевания, когда нет уже возможности сдерживать эти чув­ства. Но энергия затаенного чувства гнева приводит к неадекватному поведению у детей гораздо быстрее, чем у взрослых, т. к. дети не накап­ливают в себе подавленный гнев слой за слоем.

Дети (как и взрослые) часто испытывают много проблем при выра­жении своего гнева, осознании его. Антисоциальные формы поведе­ния (т.е. такие, которые, как считается, подрывают установленный об­щественный порядок) нельзя считать прямым выражением чувства гне­ва; они скорее являются попыткой избежать проявления истинных чувств. Поскольку оскорбленные чувства ребенка, часто скрываются за чувством гнева, детям (как и взрослым) трудно преодолеть лежащее на поверхности чувство гнева и дать полную свободу истинным скрытым переживаниям. Проще просто выплеснуть эмоциональную энергию че­рез протест, бунт, через сарказм или в любой другой косвенной форме.

Все наши чувства связаны с физиологическими изменениями, ко­торые выражаются в мышечных, телесных функциях. Если мы не выра­жаем своего гнева прямо, то он выразит себя каким-то другим путем, который чаще всего оказывается вредным для нас.

Чаще всего трудности в общении и в выражении своих чувств характер­ны для всех членов семьи, включая и взрослых. С большой вероятностью можно предположить, что если ребенок не умеет выражать свой гнев пря­мо, открыто, в приемлемой форме, то и его родители этого не умеют.

Таким образом, если потребности ребенка не удовлетворяются, и нет никакой возможности их удовлетворить приемлемо, ребенок мо­жет отстаивать свои потребности от бессилия по-другому, например, агрессивно себя вести.

Помочь ребенку можно, поняв, какие его важные потребности не удовлетворяются (потребность в любви, принятии, уважении, потреб­ность быть услышанным, понятым, потребность во внимании и др.), и научить ребенка выражать свои «негативные чувства» приемлемым для других людей способом. Важно при этом принимать ребенка, когда он выражает гнев, не отталкивать его и его чувства.

Если нет возможности выразить злость напрямую (высказать че­ловеку, что в нем не нравиться), есть другие, косвенные и приемле­мые, способы.

Есть много разных способов выражать свой гнев:

  • ударять подушку;
  • рвать газету, бумагу;
  • комкать бумагу;
  • пинать ногой подушку или консервную банку;
  • бегать вокруг дома;
  • написать на бумаге все слова, которые хочется высказать в гневе;
  • рисовать чувство гнева;
  • метать дротики в мишень;
  • кричать в подушку;
  • устроить бой с игрушками;
  • гоняться за кошкой (собакой);
  • отжиматься от пола (подтягиваться);
  • вылепить из пластилина обидчика и смять его.

 

Рекомендации по взаимодействию с агрессивными детьми

 

  1. Никогда не позволять себе оскорблять их, в диалоге не исполь­зовать жаргонные и бранные слова — это не даст им права ос­корблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.
  2. Общаться на равных, но не впадать в зависимость от них.
  3. В открытую не бороться, так как это усугубит отношения.
  4. Останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действовать при минимуме слов.
  5. Обсуждать поведение только после успокоения.
  6. Выяснить, как возникает агрессивное поведение и каково воз­можное решение. «Имя..., ты расстроился, потому что... Ты можешь переживать, не имея права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагать что-то свое только в дополнение к сказанному.
  7. Пусть ребенок за что-то отвечает дома.
  8. Не давать себе обижаться по мелочам на него.
  9. Нельзя угрожать и шантажировать, т. к. в какой-то момент это перестанет действовать, и Вы будете неубедительны и бессильны.
  10. «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.
  11. Свое плохое настроение не разряжать на нем.
  12. Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некото­рое время после наказания. Ребенок убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
  13. Слушать своего ребенка, проводить с ним как можно больше времени.
  14. Если Вы расстроены или разгневаны, детям нужно знать об этом. Говорите прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» или «Я сержусь, когда вижу в комнате беспорядок».

 

 

 

 

Как сдержать агрессию

 

Агрессивность требует выхода. Однако, выплеснувшись в виде конфликтогена, возвращается бумерангом конфликта. Великий Лев Тол­стой точно подметил: «То, что начато в гневе, кончается в стыде».

Однако не «выпускать пар» агрессивности небезвредно для здоро­вья: гипертония, язва желудка и двенадцатиперстной кишки — вот бо­лезни сдержанных эмоций.

Мудрость гласит: «Язва желудка — не от того, что едим мы, а от того, что ест нас».

Итак, эмоции требуют выхода и подобная разрядка необходима че­ловеку. Но, как видно из предыдущего, разрядиться на окружающих — это не выход, а выходка.

Есть три способа снять агрессивность — пассивный, активный и логический.

Пассивный способзаключается в том, чтобы «поплакаться» кому-то, пожаловаться, выговориться. Терапевтический эффект этого огро­мен. Женщины в этом отношении находятся в более выгодных усло­виях: сложилось так, что мужчине не пристало жаловаться, а тем бо­лее плакать. Слезы же снимают внутреннее напряжение, так как с ними выводятся ферменты — спутники стресса. Дать облегчение — это одна из важнейших функций слез.

Найдите человека, который с сочувствием Вас выслушает, и Вы по­чувствуете, что Вам стало гораздо легче. Среди Ваших близких всегда найдется такой человек. Расскажите вечером супругу (супруге) о днев­ных неприятностях — это не только успокоит Вас, такая откровенность укрепляет взаимное доверие в семье.

Активные способы.. Все они строятся на двигательной активности. В основе их лежит тот факт, что адреналин — спутник напряженнос­ти — «сгорает» во время физической работы. Лучше всего той, что связана с разрушением целого, рассечением его на части: копка зем­ли, работа топором и пилой, косьба.

Из спортивных занятий быстрее всего снимают агрессивность те виды спорта, которые включают удары: бокс, теннис (большой и на­стольный), футбол, волейбол, бадминтон.

Даже наблюдение за соревнованиями даст выход агрессии. Бо­лельщики испытывают те же эмоции, что и играющие: их мышцы непроизвольно сокращаются, как будто они сами борются на пло­щадке. Эти эмоции и физическая нагрузка «сжигают» излишки адреналина.

Не менее полезны так называемые циклические упражнения, связанные с повторением огромного количества раз элементарных движений: неторопливый бег, быстрая ходьба, плавание, езда на велосипеде. Поглощая значительное количество энергии, эти за­нятия эффективно снимают нервное напряжение. Например, ка­ково бы ни было раздражение перед началом бега, уже на 2—3 ки­лометре всегда наступает облегчение, приходит простая мысль: «Жизнь прекрасна! Все остальное — мелочи».

Увлечения типа «кто кого победит» (охота, рыбалка), чтение и просмотр детективов, фильмов ужасов также неплохо снимают аг­рессивность.

Большинство из приведенных рекомендаций все же легче реализо­вать мужчинам, они им более интересны. Женщинам можно рекомен­довать дополнительно аэробику (не профессионально-спортивную, чреватую травмами, а любые упражнения под музыку) или просто по­танцевать. А если уж совсем невмоготу — грохните об пол тарелку, чаш­ку—из тех, что не жалко. Сразу почувствуете большое облегчение. (Любопытно, что на Западе можно купить крайне дешевую посуду, спе­циально предназначенную для битья.)

Отсутствие возможности избавиться от заряда агрессивности не только вредно, но и мешает полноценно жить, работать. Чтобы снять раздражение на работе, японцы используют следующий нео­бычный способ. В специальной комнате помещаются манекены, изображающие руководителей — от директора до бригадиров. Вся­кий работник может отдубасить любого представителя админист­рации, для этого имеется набор палок, плеток. Такая психологи­ческая разгрузка улучшает атмосферу в коллективе, повышает про­изводительность и качество труда.

Логический способпогасить агрессивность приемлем преимуще­ственно для сугубо рациональных людей, предпочитающих логику всему остальному. Такому человеку главное — докопаться до сути явления. Ему отгонять от себя неприятные мысли — себе дороже, по­этому лучше именно сосредоточиться на неприятностях, а все ос­тальные дела отложить на потом, пока не будет найден выход из сложившегося положения. Уже сама эта аналитическая работа успо­каивает, так как отнимает много энергии. Кроме того, человек зани­мается привычным (и достаточно любимым) делом — работой мыс­ли, в результате эмоции притупляются.

Как измерить сотрудничество в классе

На основе системного анализа межсубъектного взаимодействия мы рассматриваем сотрудничество в единстве творческих, диалогических, рефлексивных характеристик, что позволяет обосновать наш подход к измерению и оценке состояния и особенностей сотрудничества в современной школе.

При этом мы считаем сотрудничество наиболее развитой, полной формой взаимодействия, к которой в большей или меньшей степени приближается всякое межсубъектное взаимодействие.

Взаимодействие как система, элементами которой непременно является три компонента (субъект, другой субъект, объект), приводит нас к пониманию сотрудничества как взаимодействия, в котором каждый из трех элементов выполняет функцию цели, но не средства, и ни один элемент не доминирует в системе и не определяет полностью ее свойств.

Если целями сотрудничества одновременно являются и субъекты (взаимодействующие стороны), и объект (предметная основа взаимодействия), то средством служит сам процесс взаимодействия, который разворачивается сразу и по логике объекта, и по логике субъекта. Сотрудничество осуществляется ради объекта (его созидания, творческого преобразования) и ради субъектов (их личностного развития).

Цели сотрудничества образуют объективную структуру взаимодействия в будущем, будущее состояние системы, которое организует процесс взаимодействия в настоящем с включением опыта прошлого. В этом смысле сотрудничество может рассматриваться не как реальное, но как потенциальное взаимодействие, реальный же процесс межсубъектного взаимодействия в большей или меньшей степени лишь приближается к сотрудничеству как к своей цели.

С позиции синергетики сотрудничество представляет собой оптимальную структуру взаимодействия, вероятностно возникающую в результате самоорганизации социальной среды и отражающую тенденции её развития. Это означает, что вероятность взаимодействия в форме сотрудничества выше в соответствующей среде (с соответствующими характеристиками). Поскольку под средой понимается множество случайных взаимосвязей (взаимодействий) между однородными элементами, то определить свойства среды, развивающейся в направлении сотрудничества, можно, проанализировав характеристики процесса межсубъектного взаимодействия.

С субъективной (субъектно-личностной, психологической) стороны сотрудничество означает, что субъект в процессе взаимодействия реализует свои отношения творчески, диалогически, рефлексивно.

Творчески – реализуя свои способности "с избытком", выявляя в объекте взаимодействия новые стороны и отношения, тем содействуя реализации способностей другим субъектом (целевое отношение к объекту).

Диалогически – ориентируясь на потребности другой стороны в данном объекте, обращаясь к ко-субъекту как к целостности, имеющей право на другие потребности (неожидаемые), тем обнаруживая и свои собственные потребности (целевое отношение к другому субъекту).

Рефлексивно – соотнося свои способности и потребности с общими целями, тем отображая и корректируя взаимодействие в целом (целевое отношение к себе).

Во всяком "живом" взаимодействии в большей степени проявляются те характеристики взаимодействия, какие ценности (потребности) имеются у его участников. При осуществлении полноценного сотрудничества субъекты стремятся (ориентируются) в равной мере на творчество, диалог, рефлексию. Соответственно, для организации сотрудничества необходимо обеспечить условия для реализации субъектами этих трех ценностей вместе.

Субъект, имеющий опыт сотрудничества, обнаруживает свою позицию (творческое, диалогическое, рефлексивное отношение) вновь и вновь. Доминирование же только одной-двух ценностей во взаимодействии деформирует сотрудничество и ведет к тупикам в развитии взаимоотношений субъектов (к конфликтам и др.).

Любой из эпизодов взаимодействия может быть оценен с позиции реализации творчества, диалога, рефлексии как характеристик сотрудничества. Можно показать, что творчество, диалог, рефлексия являются необходимыми качествами сотрудничества, а их взаимосвязь – достаточное условие для актуализации сотрудничества в данных условиях. Влияя на эти характеристики, можно активно приближать любое взаимодействие к сотрудничеству.

Предполагается, что обогащение взаимодействия участников образовательного процесса (в обсуждаемом смысле) способствует тому, что сотрудничество становится все менее эпизодическим, все более характерным для среды.

Исходя из собственного определения сотрудничества как взаимодействия, в котором реализуются ценности творчества, диалога, рефлексии, мы разработали опросник "ТУСОВКА" (Тест Уровня Сотрудничества В Классе) как диагностический инструмент для изучения уровня развития коллективов школьников 5-9 классов.

Опросник состоит из 20 утверждений, раскрывающих разные аспекты сотрудничества в классе. При формулировании ряда утверждений мы использовали "Методику определения уровня сформированности социально-ориентированной деятельности в подростковой группе" В.М.Сергеева, но при этом утверждения опросника были тщательно отобраны и проанализированы с новых позиций.

Опросник получился портативным, при фронтальном исследовании требуется не более 5 –7 минут на один класс, а запись ответов школьников на 20 пунктов опросника в два столбика (№ 11 напротив № 1 и т.д.) до минимума сокращает время на обработку результатов.

В итоге мы получили возможность быстро и многопланово оценивать состояние дел в классах, параллелях, сменах, потоках обучения, при комплектовании новых классов, а также при назначении в класс нового классного руководителя. Мы использовали данный опросник для оценки результативности социально-психологической адаптации выпускников нашей начальной школы в пятых классах.

Важно: опрос школьников проводит завуч или психолог.

Теперь опишем саму методику.

Инструкция классу: “Представьте, что в каждом прочитанном далее утверждении речь идет о вашем классе. В случае согласия с утверждением ставьте рядом с его номером плюс ( + ), в случае несогласия – минус ( - ). Можно два- три раза поставить вопросительный знак, если отвечаете "не знаю". Помните, что здесь нет "правильных" и "неправильных" ответов. Важно ваше личное мнение. Указывать свою фамилию на листке не нужно”.

Список утверждений:

1. Ребята стараются хорошо выполнять дела, полезные всей школе.
2. Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах класса.
3. Для нас важно, чтобы каждый в классе мог высказывать свое мнение.
4. У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности.
5. После уроков мы не спешим расходиться и продолжаем общаться друг с другом.
6. Мы участвуем в чем-то, если рассчитываем на награду или успех.
7. Классному руководителю с нами интересно.
8. Если классный руководитель нам предлагает, что делать, он учитывает наши мнения.
9. Классный руководитель стремится, чтобы каждый в классе понимал, зачем мы делаем то или иное дело.
10. Ребята нашего класса всегда хорошо себя ведут.
11. Мы согласны на трудную работу, если она нужна школе.
12. Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым дружным в школе.
13. Лидером класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят.
14. Если дело интересное, то весь класс в нем активно участвует.
15. В общих делах класса нам больше всего нравится помогать друг другу.
16. Нас легче вовлечь в дело, если доказать его пользу для каждого.
17. Дело идет намного лучше, когда вместе с нами классный руководитель.
18. При затруднениях мы свободно обращаемся за помощью к классному руководителю.
19. Если дело не удается, классный руководитель делит ответственность с нами.
20. В нашем классе ребята всегда и во всем правы.

Ключ, обработка и интерпретация результатов.

Все 20 утверждений представляют собой 10 шкал, хотя при обработке результатов возможно рассматривать ответы школьников по каждому из 20 утверждений отдельно. В соответствии с порядковым номером утверждений от № 1 до № 10 (и аналогично от № 11 до № 20) это следующие шкалы:

(I) Ценность школы. При высоких значениях: ориентация на школу, активность в общешкольных делах, включенность в ритм жизни параллели, широкий круг общения в школьном коллективе.

(II) Ценность класса. При высоких значениях: ориентация на класс как на центр школьной жизни, включенность в дела класса, акцентирование групповых (внутриклассных) интересов.

(III) Ценность личности. При высоких значениях: ориентация на личность, индивидуальность, приоритет самостоятельности, свободного самовыражения, личной позиции.

(IV) Ценность творчества. При высоких значениях: ориентация на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность.

(V) Ценность диалога. При высоких значениях: ориентация на общение, дружеские отношения, эмпатия, забота об интересах окружающих.

(VI) Ценность рефлексии. При высоких значениях: ориентация на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей.

(VII) Оценка творческости (креативности) классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как творческого лидера, выдумщика и деятельного участника общих дел.

(VIII) Оценка диалогичности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как эмоционального лидера, авторитетного взрослого, способного понять и помочь.

(IX) Оценка рефлексивности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как интеллектуального лидера, аналитика ситуации в классе, принимающего ответственные решения.

(X) Откровенность. Включена в опросник для оценки достоверности результатов, так как измеряет установку школьников на критичность к социально одобряемым ответам. Кроме того, мы полагаем, что отношения сотрудничества основаны на доверии, искренности, открытости позиций, поэтому низкая откровенность ответов (низкая самокритичность) может свидетельствовать, несмотря на высокие оценки по другим шкалам, о неблагополучии во взаимоотношениях и выраженной социальной тревожности.

Для обработки результатов необходимо определить количественные значения по каждой шкале. За каждый "+" ответ засчитывается 1 балл (кроме утверждений № 10 и № 20, где 1 балл засчитывается за каждый "-" ответ). За каждый "?" ответ засчитывается 0,5 балла.

Баллы по каждой шкале суммируются и переводятся в проценты от 0 до 100 %. Кроме того, вычисляется средний балл как среднее арифметическое всех десяти шкал. Полученные результаты изображаются графически, в виде профиля.

ВАЖНО: подсчитываются и анализируются только групповые результаты, все ответы школьников анонимны.

Для простоты анализа низкими считаются результаты ниже 60 %, нормальными - в интервале 60 – 80 %, высокими – в интервале 80 - 100 %. Возможна разработка внутришкольных норм.

Особо интерпретируются результаты X шкалы: при значениях ниже 50 % результаты теста перепроверяются как недостоверные, при значениях в области 50 – 60 % речь идет о пониженной самокритичности, выраженной социальной тревожности, стремлении выглядеть лучше в глазах окружающих взрослых.

 

Рекомендации по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними для педагогических работников и родителей.

Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Во исполнение Всеобщей декларации прав человека и Декларации прав ребенка необходимо принять все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать поддержку ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.

Методические рекомендации для родителей

 Рекомендации для родителей, чьи дети постоянно подвергаются моральному унижению со стороны педагогов или сверстников

  1. Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше, или ничего не сделал, чтобы предотвратить случившееся.
  2. Поговорите с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях.
  3. Дайте понять ребенку, что вы понимаете его и верите.
  4. Поставьте в известность классного руководителя и администрацию школы.

Рекомендации для родителей, чьи дети подверглись изнасилованию

  1. Старайтесь вызвать на доверительный разговор о случившемся и времени происшествия.
  2. Постарайтесь своим поведением вселить веру в свои силы, будущее.
  3. Уверьте в конфиденциальности разговора, и в том, что ребенок потом сам решит, что, когда и кому он расскажет о случившемся.
  4. Скажите ребенку о необходимости выражать свои чувства и что это естественно. Каждый имеет право на любые чувства, которые у него возникают.
  5. Помогите определить основную трудность, проблему.
  6. Уменьшите чувство вины, убедите, что ребенок не виноват в случившемся.
  7. Способствуйте повышению самооценки.
  8. Найдите в ситуации как можно больше положительных моментов (осталась жива).
  9. Помогите ребенку осознать наличие у него резервных возможностей, вместе с ним найдите выход их создавшегося положения.
  10. Убедите ребенка, что он обязательно преодолеет свои переживания, а состояние, в котором он находится, пройдет, но для этого нужно время.
  11. Подскажите ребенку “Как” и “Что” он должен делать, “Как реагировать”, пока не сможет мобилизовать свои собственные силы.
  12. Приветствуйте позитивное общение со сверстниками и значимыми взрослыми, поощряйте посещение секций, кружков и не позволяйте полностью изолироваться от своего постоянного окружения, близких людей.
  13. Предложите ребенку различные материалы для творчества, что позволит выразить чувства, снять напряжение.

 

Методические рекомендации для педагогов

Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия, не только планомерная информационная работа с родителями, но и психопросветительская с педагогами. Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, мы предлагаем элементарную диагностику ребенка, подвергшегося насилию.

Эмоциональное состояние

  • низкая самооценка, пассивность;
  • сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи;
  • беспокойство, повышенная тревожность.
  • Депрессивные состояния, печаль.

Поведение

  • оппозиционное; заискивающее, регрессивное;
  • несоответствуюшая возрасту ответственность;
  • саморазрушительное поведение (причинение увечий самим себе, суицидальные мысли).
  • возникновение различного рода отклонений в поведении: агрессия, дезадаптация, аддиктивное, девиантное, делинквентное поведение.

Интеллект

  • снижение или полная потеря интереса к школе;
  • задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития;
  • снижения познавательной мотивации и как следствие устойчивая школьная неуспеваемость;
  • нарушения речевого развития,
  • заторможенность в ответах, при выполнении заданий;
  • трудности запоминания, концентрации внимания.

Взаимоотношения с окружающими

  • неумение общаться с людьми, дружить;
  • отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое дружелюбие;
  • стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, или избегание взрослых, подозрительность и недоверие к ним;
  • требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению;
  • агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам;
  • роль “козла отпущения”;

Физическое состояние

  • маленький рост, недостаточный вес;
  • гигиеническая запущенность, неопрятный вид;
  • психосоматические заболевания, неврозы;
  • постоянный голод и/или жажда;
  • мастурбация.

Если вышеуказанные признаки в большинстве своем были обнаружены в поведении ребенка, мы предлагаем следующий алгоритм действий взрослого.

Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокости и насилия

  1. Законы о защите прав ребенка.
  2. Организации, куда можно обратиться для защиты ребенка (органы внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, общественные правозащитные организации).
  3. Учреждения оказывающие психологическую помощь детям (ППМС-Центры), номера “Телефонов Доверия”.
  4. Последовательность своих действий в случае жестокости и насилия.
  5. Признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения.
  6. Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.
  7. Последствия жестокого обращения, насилия: психологические, эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и пр.
  8. Правила организации общения, установления контакта, уметь внимательно выслушать ребенка, независимо от того подтверждает или отрицает он жестокое обращение и общаться с детьми.
  9. Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.
  10. Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними.

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:

1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;

Последовательность действий педагога

Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться. Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:

  • в милицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;
  • в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
  • в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;
  • на консультацию к психологу, социальному педагогу с целью:

- проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);

- организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;

- обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.

 

Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку

  • Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее.
  • Нежелание, позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.
  • Обвинение в травмах самого ребенка.
  • Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.
  • Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
  • Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.
  • Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка.
  • Рассказы о том, как их наказывали в детстве.
  • Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр.).

 

Психолого-педагогические правила организации общения между учителем и учениками

1. Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания учителей и родителей требуют резкие “вдруг” возникшие изменения в поведении.

2. Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).

3. Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ученику. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями.

4. Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.

5. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо:

- наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;

- понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;

- уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.

6. Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!

Как консультантам “Телефонов Доверия”, так и близким взрослым нельзя забывать о физических и эмоциональных травмах, которые получают дети от направленной против них злобы, ненависти. Так давайте подходить к детям, нуждающимся в психологической помощи и поддержке с открытой душой, горячим сердцем, добротой, вселяя в детские души надежду, веру в завтрашний день!

 

Будьте бдительны! Не оставляйте без внимания особенности поведения родителей и детей! Отнеситесь к детям, подвергшимся насилию или жестокому обращению, с любовью, лаской, добротой, и тогда они отплатят Вам тем же!