Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Межличностное общение подростков.16.03.2024

Межличностные отношения подростков

Подростковый возраст охватывает период жизни от 11 до 16 лет. В этом возрасте происходит психическое и физиологическое взросление человека. Для подростков складываются две разные по своему значению системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая – со сверстниками. Но на первый план выходит общение со сверстниками, именно с ними подросток делится своими переживаниями, страхами, тревогами и планами. Подростку необходима компания, где его примут, особое пространство, где он чувствует себя защищенным и взрослым.

Подросток начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Подросток требует расширения своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязанностям. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разного вида протесты, неподчинения, непослушания, которые в крайне выраженной форме проявляются в открытом неповиновении, негативизме. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый. Конфликты между подростками и взрослыми возникают, в частности, по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и родителей, взрослых и детей. Важное условие предупреждения и преодоления конфликта, если он уже возник, - переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему как к неразумному дитяти на отношение к подростку как ко взрослому. Это, в частности, означает максимально полную передачу подростку ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для действий.

Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствуют быстрому изменению отношения подростка к взрослому. И, тем не менее, промедление со стороны взрослого в изменении отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопротивление при неблагоприятных условиях может перерасти в стойкий межличностный конфликт, сохранение которого нередко приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние.

Снятию межличностного конфликта подростка и взрослого обычно способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения. Созданию таких отношений помогает обращение к подростку с какими-либо серьезными просьбами в разных делах.

Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.

Если подросток вливается в компанию сверстников, и они его принимают, он реализует свой потенциал, чувствует уверенность, значимость.

Такой подросток в меньшей степени подвержен внутриличностным конфликтам и возрастанию тревожности. Он становится более успешным во многих жизненных сферах.

Ребенок, который не принят группой, становится одиночкой или изгоем. У него возрастает внутренняя тревожность и развиваются комплексы, тормозящие личностное развитие.

Это чревато негативными последствиями. Подросток будет искать возмещение потребности в общении в других группах, которые его примут. Такие знакомства не всегда являются социально правильными и могут отрицательно влиять на личность школьника.

Если подросток сам не общается с одноклассниками, что делать родителям? Следует поговорить со своим ребенком, выявить причины нежелания общаться. 

Существует несколько факторов, из-за которых ребенок может отказываться общаться с ровесниками:

Отсутствие уверенности в себе. Причина, которая является одной из самых распространенных, особенно в подростковом возрасте. Она проявляется не только в общении со советниками, но и с учителями: когда ребенок не может поднять руку, зная правильный ответ, или отказаться от не нравившейся ему просьбы. Ребенок не может найти общий язык с одноклассниками.

Отношения в семье. Именно родители закладывают у ребенка «позицию», которую он будет транслировать при других людях. Если дома детское мнение никто не учитывает, а любую инициативу подавляют, то для ребенка правильно выстраиваемые хорошие взаимоотношения со сверстниками это большая редкость.

Ребенок ведет себя агрессивно. Данный пункт тесно связан с предыдущим. Скорее всего, он не знает, как справляться со своими негативными эмоциями. Поэтому выплескивает их с помощью драк и оскорблений в адрес сверстников.

Не может за себя постоять. Абсолютно противоположная ситуация. В данном случае — не ответил обидчику раз, начали задевать и другие. Родителям нужно понять причину — ребенок не умеет или же не хочет защищаться? И только потом решать проблему.

Основной путь разрешения данной проблемы:

проявление интереса к жизни ребенка в школе и вне ее, в разговоре не навязывать свое мнение, а ненавязчиво предлагать разные пути решения ситуаций;

изменение предсказуемого стиля поведения, вероятнее всего изменит отношение одноклассников к ребенку;

составленный список собственных достоинств, позволит ребенку увидеть свои сильные стороны и преподносить себя с сильной стороны;

В группах подростков устанавливаются и отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров.

Однако, взаимодействие подростков со сверстниками на улице может носить иной характер. Это могут быть группы по интересам, например совместные тренировки на стадионе или на турниках. Такое взаимодействие дает возможность проявить себя и укрепить собственную значимость, а также научиться чему-то новому.

Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут появляться новые познавательные интересы. Дружба активизирует общение подростков, за разговорами на разные темы у них проходит много времени, они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых, в содержании их разговоров бывает немало разнообразных «тайн».

Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. «Родство душ» становится с возрастом все более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков. 

К концу этого возраста у подростков возникает и интерес к противоположному полу, стремление нравится и, как следствие этого, появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения. Вначале интерес к человеку другого пола нередко приобретает характерное для подростков необычное внешнее выражение. Мальчишки начинают задирать девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности, однако такое повышенное взаимное «внимание» со стороны сверстников тем и другим доставляет, по-видимому, явное удовольствие. Позднее характер межполовых отношений меняется, появляется застенчивость, скованность и робость, иногда сопровождаемые сохранением «странной» внешней атрибутики в поведении: напускное равнодушие, презрительное отношение к сверстнику противоположного пола и т.п. Все эти симптомы характерны для детей, обучающихся уже в V – VI классах. В это время девочек, которые в подростковом возрасте начинают ускоренно физически развиваться, уже волнует, кто и кому нравится, кто на кого и как смотрит, кто с кем дружит и др.

В VII – VIII классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.

Для того, чтобы подросток умел выстраивать межличностные взаимоотношения, необходимо с раннего детства показать пример доверительных взаимоотношений внутри семьи.

Доверие — это основа, на которой держится крепкая связь. Дружба является важной связью между людьми, особенно она характерна для подростков. Именно в подростковом возрасте на первое место выступают сверстники, друзья.

Можно выделить несколько компонентов крепкой дружбы:

Доверие — фундамент, на котором люди выстраивают взаимоотношения.

Общие впечатления, пережитые вместе сильные эмоции или моменты. Иногда дружба возникает после пройденных испытаний или общих впечатлений, например — отдых в лагере.

Наличие у людей чувства юмора. Умение развеселить сверстника или уместно подшутить вызывает положительные эмоции, что способствует приятному совместному времяпровождению.

Способность понимать и принимать чувства другого человека. Поддержка в трудной жизненной ситуации вызывает доверие и желание близкого общения с другим человеком.

Уважение и принятие другого человека. Понимание религиозных взглядов, мнения, цвета кожи и национальности. Почитание ценностей и принципов другого.

Дружеские отношения так же требуют временных ресурсов и равноценного вклада. Подростки учатся этому через ошибки, принятие, отвержение, порой через предательства и боль. Однако, эти уроки делают человека сильнее.

Таким образом, общение со сверстниками в подростковом возрасте играет огромную роль. Оно определяет статус в группе, умение проявлять себя. Нередко от принятия или непринятия сверстниками зависит самооценка подростка. Поэтому, при воспитании детей следует уделить внимание коммуникативной стороне общения: умение говорить, показывать свои чувства, доносить мысли, поддерживать другого в трудной ситуации.

Умение дружить — необходимый навык, который для подростка важнее учебы. Дружба для него — избирательна, кто более достоен и необходим. Общение со сверстниками показывает подростку что все разные люди, у всех могут быть разные взгляды. Общение учит отстаивать свои позиции, происходит непрерывный обмен опытом между обоими полами, формируется собственная полоролевая идентичность.