Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

24.02.2023 Приоритеты старшеклассников в выборе профессии

         Приоритеты старшеклассников в выборе профессии

         В мире существует огромное количество профессий и специальностей, сделать правильный выбор сложно. Порой люди несколько раз возвращаются в точку отправления, чтобы изменить вектор профессионального самоопределения. Поэтому проблема профессионального самоопределения современных старшеклассников актуальна. На кого пойти учиться, какие экзамены сдавать — вот вопросы, которые мучают школьников11 классов.

         Образовательная среда школы должна стать для старшеклассников той благодатной основой, которая позволит сделать осознанный выбор не только конкретной профессии, но и наметить планы на ближайшую и отдаленную перспективу. Задача родителей и школы – помочь подросткам сориентироваться в мире профессии, понять собственные потребности и потенциальныевозможности, чтобы осуществить самореализацию в избранном деле.

         В современном обществе растет уровень требований к специалистам различных профессий. Популярность любой профессии всегда зависела от происходящих событий в социуме и спроса на рынке труда. Но существует ряд профессий, актуальность которых для людей всегда будет присутствовать, к ним можно отнести врачей, инженеров, юристов, программистов и т.д. Профессиональное самоопределение старшеклассников часто проходит неосознанно, под влиянием родителей и друзей, что приводит к текучести кадров на предприятиях, к неустроенности профессионального выбора юношей. Отрицательные последствия неверно выбранной профессии из-за индивидуально-психологических особенностей затрагивают как саму личность, так и ее ближайшее окружение. Они выражаются в депрессивных состояниях, негативном восприятии мира, агрессии, подавленности. Этим и обусловливается необходимость информирования старшеклассников по вопросам профессионального самоопределения, формирования осознанных мотивов в выборе профессии.

       В топ самых популярных профессий по итогам опроса в нашем классе попали инженер, экономист, юрист, а также профессии медицинского профиля. По-прежнему есть преимущественно женские и преимущественно мужские сферы. Больше половины девочек ориентируются на работу, связанную с помощью, организацией, лечением, воспитанием. Большая половина мальчиков интересуются техникой. Мальчикам и девочкам важен уровень зарплат и престижность профессии. Проявляют интерес к работе в правоохранительных органах и в спецслужбах, причём как мальчики, так и девочки. А вот работа с природой не вызывает у подростков интереса.

         Как показал опрос, для учащихся нашего класса важным остается вопрос доходности и перспективности будущей профессии, а также получение удовлетворения от профессии.

       Выбор профессии – это важный этап в жизни выпускников школы. Как ответственное решение, он должен быть осознан, взвешен, определен с учетом массы обстоятельств. И хотя от ошибочных поступков никто не застрахован, лучше всего, если риски будут минимизированы.

Мотивы выбора профессии и профессионального самоопределения могут быть различными: функциональными, органическими, социальными, материальными, духовными. Функциональные мотивы связаны с удовлетворением различных культурных форм активности (например, занятие спортом). Органические – с удовлетворением естественных потребностей организма. Социальные – с получением признания и уважение со стороны окружающих. Материальные – с созданием или приобретением предметов домашнего обихода, вещей и инструментов, продуктов. Духовные – с самосовершенствованием человека.

Учащиеся нашего класса сказали, что на их профессиональное самоопределение оказали влияние:

*старшие члены семьи.

* позиция друзей (сверстников).

* личные профессиональные планы.

* способности и склонности при изучении школьных предметов.

* восстребованность профессии.

Рекомендации подросткам при выборе профессии

         Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя от неуверенности в завтрашнем дне.

 Какой выбор профессии можно считать правильным?

- Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.

- Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы  качеств .

- В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.

1. Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях.

2. Не ставьте во главу угла свои или чужие представления о престижности профессии. Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) «модной», но не приносящей удовольствия специальностью.

3. При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

4. Не увлекайтесь только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.

 5. Не отождествляйте школьный учебный предмет с профессией. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

6. Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить состояние здоровья.

7. Не воспринимайте инструкции буквально, лучше даже, если ты творчески подойдешь к делу и разработаешь для себя свой собственный план - список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний  и т.д.

Правила выбора профессии

- Необходимо изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в регионе, где вы проживаете.

- Важно изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку, уровень притязаний и др.).

- Следует выбрать наиболее привлекательную, подходящую профессию.

- Подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с профессиограммой, определить формулу профессии, уточнить содержание, условия труда и требования, предъявляемые профессией к человеку. Изучить возможности ее приобретения и перспективы профессионального роста.

- Попробовать свои силы в выбранной профессии (в кружках по интересам, в учебно-производственном комбинате).

- Сравнить полученные знания о профессии со своими возможностями,  посоветоваться с родителями, учителями, врачами, психологом, получить квалифицированную профконсультацию.

- При определении соответствия своих профессиональных возможностей требованиям выбранной профессии получить в школе или учреждении профессионального образования первоначальную профессиональную подготовку, реализовывать самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.

- При отсутствии указанного соответствия найти запасной вариант профессионального выбора.

- Выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации намерения и овладении профессией в совершенстве.

При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:

  • Выбор профессии «за компанию».
  • Подчинено давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален.
  • Увлечение только внешней стороной профессии.
  • Перенос отношения к человеку - представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.
  • Устаревшее представления о характере труда, об особенностях той или иной профессии.
  • Отождествление учебного предмета с профессией.
  • Незнание и недооценка своих физических противопоказаний.
  • Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.
  • Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.
  • Недостаточное знание профессии.

При выборе профессии нужно:

  • Знать как можно больше профессий, структуру рынка труда;
  • Определиться в своих интересах;
  •  Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;
  • Иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;
  • Иметь (желательно) опыт профессиональных проб.
  • Оценить свои психологические и психофизиологические особенности личности (склонности, способности, темперамент, характер, состояние здоровья);
  • Знать региональную структуру потребности в кадрах, имеющую свою специфику в каждом регионе;
  • Знать содержательные особенности и условия трудовой деятельности.

 Выбирая профессии, важно:

  • Определить свои способности, возможности, интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении и работе. Это можно сделать, обратившись к школьному психологу. При этом надо помнить, что даже абсолютно полное совпадение имеющихся у вас качеств с желательными качествами для данной профессии, еще не делает вас готовым специалистом. Так как практически каждая специальность требует определенного уровня знаний и умений, то есть профессионального обучения (образования).
  • Получить информацию об интересующих профессиях: содержание работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку. Перспективах развития профессий и др.
  • Узнать, в каких учебных заведениях, и на каких условиях можно получить интересующую специальность.
  • Выяснить возможности трудоустройства. Проанализировать собранную информацию, проконсультироваться со специалистом-профконсультантом в центре занятости.

 Выбирая учебное заведение:

  • Узнайте всё об учебных заведениях, где можно получить выбранную вами специальность.
  • Убедитесь в том, что вы соответствуете требованиям, предъявляемым к поступающим.
  • Узнайте условия поступления, продолжительность обучения, основные изучаемые дисциплины, какая квалификация присваивается по окончании.
  • Если учебное заведение проводит собеседование, важно основательно  к нему подготовиться. Начните с того, что обдумайте причины вашего выбора и ваши профессиональные интересы. Какими умениями и навыками вы обладаете? Как лучше всего показать, что ваши личные интересы и способности соответствуют месту обучения, на которое вы претендуете?
  • Готовясь к собеседованию, уделите время своему внешнему виду. Опрятности и соответствующей одежде сегодня придается огромное значение.
  • Готовясь к поступлению, имейте в запасе несколько вариантов.

 

                                                                                      Яцушкевич С.П.,

классный руководитель 11 класса