Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

22.10.2022 КАК ПОМОЧЬ СТАРШЕКЛАССНИКУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ?

«КАК ПОМОЧЬ СТАРШЕКЛАССНИКУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ?».

Целевая группа: родители учащихся XI класса.

Время проведения: 1-я четверть.

Цель:формирование у родителей устойчивой мотивации к оказанию помощи своим детям в период профессионального самоопределения.

Задачи: содействовать формированию у родителей устойчивых представлений о роли семьи в профессиональной ориентации старшеклассников;

обеспечить тесное сотрудничество школы и семьи в вопросах укрепления взаимоотношений между родителями и детьми.

 

Ход мероприятия:

Вступительная часть.

Добрый день, уважаемые родители! Поздравляю Вас и Ваших детей с приближающимся окончанием школы. Ваши дети стоят на пороге новых начинаний, важных жизненных перемен. Нашим старшеклассникам пришло время определить свою дальнейшую жизнь и судьбу. В их жизни наступает ответственный и серьёзный этап – выбор будущей профессии. А наша с вами задача оказать им помощь и поддержку на этом сложном жизненном этапе.

Предлагаю следующий эпиграф для нашего занятия:

«Если вы удачно выберете

труд и вложите в него всю

свою душу, то счастье само

вас отыщет».

К.Д. Ушинский, 

русский педагог, писатель.

 

Дорогие родители, давайте порассуждаем. Согласны ли Вы с высказыванием? Как вы считаете, действительно ли важно правильно, «удачно» выбрать профессию (труд) для человека? Если профессия (труд) будет не соответствовать вашим первичным представлениям о ней, возможно ли «вложить в него всю свою душу»? Выскажите, пожалуйста, своё мнение.

Ответы родителей.

Обсуждение вариантов ответов.

 

Основная часть.

Проблема выбора профессии старшеклассником это, прежде всего, его собственная проблема. Однако, за редким исключением, это все же проблема не только ребенка, но и родителей, семьи в целом. Профессиональное самоопределение процесс долгий и нелегкий. У кого-то все складывается гладко: интересы совпадают со способностями, мнение детей с мнением родителей. Однако, такой вариант, скорее исключение. С решением о выборе профессии подростки напрямую сталкиваются уже в 14-15 лет, поскольку встает вопрос о выборе образовательного маршрута после 9 классов: пойти в 10-й класс или пойти осваивать профессию. Дилемма непростая, учитывая то, что не каждый учащийся является к этому моменту цельной личностью с прочной мировоззренческой позицией. Поэтому родители в первую очередь должны помочь своему ребенку сделать правильный выбор.

Давайте с помощью анкеты «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии» определим степень вашего участия в подготовке ребенка к выбору профессии.

Анкета (для родителей) «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии».

Инструкция: Я сейчас зачитаю Вам ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет Вам оценить свое участие в профессиональной ориентации Вашего ребенка. Внимательно слушайте каждое суждение. Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте «Да», если не соответствует, то «нет».

  1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.
  2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги (информацию), бываем в музеях, на выставках.
  3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь).
  4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.
  5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.
  6. Я никогда бы выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь).
  7. Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.
  8. Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.
  9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал(а) о ней своему ребенку.
  10. Если в школе будет организован школьный лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда пойдет.
  11. Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т.п.).
  12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно.
  13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он(а) еще успеет в жизни наработаться.
  14. Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет.
  15. Я считаю, что можно наказывать трудом за проступок и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение.
  16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности.

Теперь подсчитаем, сколько баллов Вы набрали. Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.

Ключ: «да» – 1,2,4,7,8,10,11,14,16;

             «нет» – 3,5,6,8,12,13,15.

Суммируйте полученные баллы. Если сумма их находится в пределах:

12-13 – можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявить свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор;

8-11 – Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьника к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка;

4-7 – этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, и надо сейчас научить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом;

0-3 – у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах [2, с. 45].

Итак, вы видите результаты анкеты и четко можете представить свою позицию на данный момент.

Интерактивное упражнение «Роль родителей». Сейчас давайте, разделимся на две группы (без ориентации на результаты анкеты): первая группа – родители, которые принимают активное участие в профессиональной ориентации ребенка, вторая – родители, которые считают, что при выборе профессии родителям не стоит вмешиваться в этот процесс. Первая группа родителей на стикерах записывает «почему старшеклассники нуждаются в помощи родителей», вторая группа на стикерах записывает «почему выбор старшеклассника должен быть самостоятельным, без участия родителей». После обсуждения родителей в группах, на доске презентуются результаты каждой группы.

(Ответы родителей).

Обсуждение результатов: и все-таки, на ваш взгляд, нуждается ли старшеклассник в моральной поддержке, подсказке родителей в период самоопределения? Готов ли он осуществить самостоятельный выбор в период самоопределения? (Ответы родителей).

Большое спасибо! Я думаю, что наша совместная работа поможет вам осознать важность участия родителей в процессе самоопределения вашего ребенка.

Видеоролик. Проблема выбора старшеклассниками своей будущей профессии весьма актуальна, как для самих подростков, так и для их родителей. Многие выпускники задаются вопросом: «В каком классе мне стоит задуматься о выборе своей будущей профессии?» Родители определяются с ответом: «Какова моя роль при выборе будущей профессии сыном или дочерью?»

Ответы на эти вопросы мы попробуем найти, просмотрев видеоролик «Профориентация старшеклассников» (https://roduniversitet.bspu.by/roditelyam/).

Как мы увидели, для подростка и юноши выбор профессии, в большей степени, это моральная проблема. Понятие «призвание» первоначально имело религиозный смысл: подразумевалось, что это Бог призывает человека к определенной деятельности, дав ему соответствующий социальный статус или путем индивидуального откровения (как Жанне д`Арк явилась во сне Богоматерь). Сегодня призванием обычно называют единство субъективных склонностей и способностей к той или иной деятельности, в которой личность видит главную сферу самореализации. Однако склонности и интересы формируются и изменяются в процессе самой деятельности.

Выпускник с новеньким аттестатом о среднем образовании – словно былинный витязь на распутье, с той лишь разницей, что перед ним не три дороги, а значительно больше. Да и перед глазами нет придорожного камня, где было бы написано, какие испытания ждут его на каждой из них.

 

В записных книжках А.П. Чехова можно найти такие слова: «Бездарный ученый, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же бездарных узких ученых, как он сам. Тайно по ночам он переплетает книги – это его истинное призвание; здесь он артист и испытывает наслаждение. К нему ходит переплетчик, любитель учености. Тайно по ночам он занимается наукой». Поменяться бы ученому и переплетчику местами! От этого выиграло бы общество, и сами бы они занялись любимым делом.

В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором, манят десятки специальностей. Многие из них очень привлекательны. Но надо выбрать одну, ту, которая максимально соответствовала бы склонностям и индивидуальности молодого человека. А этот выбор сделать не так уж легко.

Часть молодых людей руководствуется принципом: «корочка для полочки». В стремлении к получению высшего образования есть и утилитарный подход. Человек, имеющий высшее образование, обладает определенными преимуществами в смысле общественного престижа, выдвижения на руководящую должность, приобретения жизненных благ и т.п. Поэтому часть молодых людей стремится в вуз не для того, чтобы овладеть системой знаний, а для того, чтобы формально получить высшее образование.

На выбор профессии влияют много факторов: популярность профессии, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень заработной платы и т.д.

Наша – родителей и школы – задача состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им умным советом, без упреков и натиска.

 

Релаксационно-аналитическое упражнение «Моё прошлое». Уважаемые родители, давайте погрузимся в свои воспоминания, мысленно вернемся в школьные годы, вспомним себя, период выбора будущей профессии. Кто повлиял на ваш выбор? Кто стал значимым человеком в этом выборе? Почему вы прислушались к его советам? (Родители высказываются, рассказывают о советах близких, значимых людей).

 

Уважаемые родители, в начале нашей встречи вы проанализировали вашу роль в оказании помощи своему ребенку в подготовке профессии. Замечательно, что многие из Вас осознают значимость и необходимость этой помощи для самого ребенка. Ведь семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. Всем нам хочется обеспечить благополучное будущее детям. Мы мечтаем, чтобы они получили надежную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию. Кроме того, у нас есть определенные представления о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с ними нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь будет для них предпочтительней. Кто-то из нас считает, что выбор профессии целиком и полностью зависит от самого старшеклассника, кто-то стремится показать преимущества и недостатки той или иной специальности. [1, с. 13].

Очень важно, чтобы родители также часть ответственности возложили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Необходимо, чтобы у ребенка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор.

Дело в том, что выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот отвечает. И если старшекласснику кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учеба его тяготит, он воспринимает ее как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, само ощущение, что даннаю профессию он выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития. Вместе с тем, полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение. Часто, выбирая профессию, дети имеют весьма приблизительное представление о содержании будущей профессиональной деятельности, о возможных перспективах и профессиональных ограничениях. Жизненный опыт старшеклассника ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереальный характер. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. У ребенка могут возникнуть вопросы о содержании профессии, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность», например, заявлять: «Хочу быть начальником». Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Часто дети могут не говорить об этом прямо, на самом деле для них очень значимо мнение взрослых (родителей) в таком важном вопросе.

Интерактивное упражнение «Проблемная ситуация». Давайте рассмотрим возможные проблемные ситуации, которые могут возникнуть в процессе выбора будущей профессии и попробуем проиграть пути их решения, используя определенные роли: роль эксперта, роль советчика, роль специалиста.

Родители делятся на 4 группы. В каждой группе выбирается один человек, который будет играть роль ребенка. Остальные выполняют роль, предложенную педагогом, и «набрасывают» варианты решения проблемной ситуации. В ходе упражнения необходимо действовать по следующему алгоритму: «Роль – Проблема – Решение».

1-я группа: Роль «родитель-эксперт» – проблема: старшеклассник не может определиться между двумя понравившимися профессиями (специальностями) – решение (как помочь в этом случае старшекласснику?).

2-я группа: Роль «родитель-советчик» – проблема: старшеклассник растерян и не может сделать выбор в пользу какой-либо профессии, ему ничего не нравится – решение (как помочь в этом случае старшекласснику?).

3-я группа: Роль «родитель-эксперт» – проблема: старшеклассник выбрал профессию, которая не нравится его родителям; объяснить почему именно эту профессию он выбрал у него не получается – решение (как помочь в этом случае старшекласснику?).

4-я группа: Роль «родитель-специалист» – проблема: старшеклассник выбрал профессию, ориентируясь на «красивое название» (либо по принципу династии), не учитывая свои индивидуально-личностные особенности – решение (как помочь в этом случае старшекласснику?).

Каждая группа самостоятельно в течение 10 минут решает проблемную ситуацию, а затем у доски двумя родителями (первый играет роль старшеклассника, второй – роль, предложенную заданием) проигрывается проблемная ситуация, выводятся пути ее решения.

(Работа по группам, презентация результатов работы).

Итак, мы подошли к обсуждению вопроса: Как родители могут поддержать своего ребенка при выборе профессии?

Очень важно не отказываться от роли советчика. Родители могут выступать как эксперты и поделиться той информацией, которой владеют: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно. Особенно ценно для детей, если родители делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями собственного отрочества. Подобные рассказы особенно важны и производят на детей большое впечатление, если известно, каким образом завершился выбор профессии.

Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами. Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую Ваш ребенок выбрал. Опыт подобного общения способен подтолкнуть старшеклассника к выбору профессии и заставить его задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной им специальности.

Будет очень хорошо, если у ребенка имеется запасной вариант при выборе профессии. Как правило, сами старшеклассники об этом варианте не задумываются, и наша задача – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного варианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора профессии и тревогу ребенка. Обсудить со старшеклассником пути его будущего можно по-разному. У кого-то можно спросить прямо: «А что ты будешь делать, если у тебя не получится стать переводчиком?» Тревожному ребенку можно предложить пофантазировать: «Давай представим, какие еще профессии ты мог бы выбрать» и т.д.

Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. С одной стороны, трудовая семейная династия может ограничить вероятный выбор. Старшеклассник как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет, какие качества для нее требуются. Таким образом, если ребенок выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет [1, с. 15].

Также, родители могут воспользоваться следующими рекомендациями.

Памятка для родителей старшеклассников «Как помочь ребенку выбрать профессию?».

Помогая ребенку выбирать профессию необходимо учитывать:

• Профессия должна соответствовать профессиональным интересам Вашего ребенка. К 14 годам у многих детей уже есть профессиональные интересы, например, фотосъёмка, моделирование одежды, программирование, музыка, иностранные языки, спорт, биология, механика и т.д. Очень важно поощрять эти интересы – приобретать необходимое оборудование, литературу, записывать в кружки по интересам. Чем выше этот интерес, чем больше радости доставляет он ребенку, тем больше выбранная профессия должна включать этот элемент. Если же профессиональные интересы еще не сформированы, помогите Вашему ребенку поэкспериментировать с различными направлениями.

• Профессия должна соответствовать особенностям личности ребенка, развивать его потенциал. Трудно себе представить нетерпеливого, неусидчивого архитектора или замкнутого, необщительного журналиста. Конечно, и такое случается, но в данных случаях исключения, скорее подтверждают правила.

• Востребованность профессии на рынке труда. Люди работают не только для личностного развития, творчества, общения… но и для зарабатывания денег. Самый простой способ изучения информации о востребованности профессии – объявления об открытых вакансиях в интернете, СМИ, кадровых агентствах и Службе занятости. Так же полезно заглянуть в раздел «резюме» и Вы приблизительно сможете понять, в каких областях рынок труда перенасыщен специалистами.

• Возможности получения образования по данным профессиям, в том числе и материальные возможности семьи. Предлагают ли УВО вашего города обучение по выбранной профессии, или нужно будет учиться в другом городе? Какова стоимость этого обучения? (https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Pomoshh-v-vybore-professii.pdf)

 

Проблема профессионального самоопределения волнует не только тех, кто «обдумывает житье», но и их родителей, и педагогов, и всех других взрослых, неравнодушных к судьбе молодых людей. Очень важно, чтобы наши дети выбрали профессию по душе, которая для них интересна и привлекательна. Когда-то Н.К. Крупская писала: «Только когда профессия ему по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблен, что называется, в свою работу, – тогда только может он черпать радость в свое труде, только тогда он может максимально повысить напряженность своего труда без переутомления, только тогда может дать он ценное в своей области труда».

Заключительная часть.

Самое главное для наших детей: в каком бы возрасте они не были – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что они не одни, что рядом находится тот, кто поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в их силахи побуждает к достижениям уже в будущем. Спасибо за работу.

Наша встреча подходит к концу. Уверена, что сегодняшняя тема помогла Вам увидеть доминирующую роль семьи в профессиональном самоопределении старшеклассников, осознать потребность старшеклассников в родительской поддержке на этапе выбора будущей профессии. Здоровья, благополучия, удачи в воспитании и образовании детей. Успехов в выборе профессии!

Вопросы для обсуждения:

1. Как Вы оцениваете свою роль в поддержке ребенка в своей семье? С какими трудностями и проблемами Вы сталкиваетесь?

2. Считаете ли Вы актуальной тему сегодняшнего разговора? Аргументируете свою точку зрения.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

Рекомендуемая форма проведения занятия – интерактивная лекция, последовательное изложение материала по заявленной теме.

Проведению занятия предшествует предварительная подготовка: классный руководитель изучает литературу по теме занятия, осуществляет отбор необходимой информации, выбирает форму проведения занятия, готовит презентацию, подготавливает бланки ответов по анкете, осуществляет поиск рекомендаций, видеоролика, размещенных на интернет-ресурсе https://roduniversitet.bspu.by.

Эффективными методами и приёмами являются следующие:

опора на жизненный опыт родителей;

психологические советы и практические рекомендации по вопросам подготовки учащихся к выбору будущей профессии.

В качестве подведения итогов родителям предлагается выразить свою точку зрения по заявленной тематике и высказать впечатление от участия в занятии.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Как выбрать профессию: алгоритмы помощи абитуриентам и их родителям: метод.рек. / А.В.Валюк, Н.В.Колбаско. – Гродно: ГрГУ, 2016. – 31с
  2. Профориентация в школе / сост. С.В.Тарасевич, Н.А.Шалима, О.А.Купревич, Е.Н.Пастушкова. – Минск: Кпасико-Принт, 2007. -128с. – (Деятельность классного руководителя).
  3. Родительские университеты / сост. О.А.Запотылок. – Мн.: Красико-Принт, 2006. – 128с. – (Деятельность классного руководителя).