Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Занятие 1

СЕНТЯБРЬ

Семинар №1 «родительский университет» 5-9 классы

на тему «Трудности формирования личности школьника в новом коллективе»

 

Возрастные особенности младшего подростка:

- потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;

- повышенная утомляемость;

- стремление обзавестись верным другом;

- стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;

- повышенный интерес к вопросу о "соотношении сил” в классе; - стремление отмежеваться от всего подчёркнуто детского; - отвращение к необоснованным запретам; - восприимчивость к промахам учителей; - переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдалённом будущем;

- ярко выраженная эмоциональность; - требовательность к соответствию слова делу;

-повышенный интерес к спорту.

 

ОСОБЕННОСТИ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Переход из начальной школы в среднюю связан у пятиклассников с появлением новых

учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью

вступать в контакты со старшеклассниками.

Ребёнок уже не получает устойчивого переживания успешности или неуспешности в

узких рамках отношений с одним учителем, так как взгляды разных преподавателей на

успехи и поведение школьников различны, иногда и противоположны. Для ребёнка это

означает первое столкновение с противоречиями в отношениях, ведь и в будущем на его

пути будут встречаться люди, воспринимающие его по-разному. Важной задачей для

ребёнка в этой ситуации является сохранение самоуважения, в чем ему обязан помочь

классный руководитель. Ребёнок должен сохранить самоуважение.

Если же самоуважение не будет сохранено, он может выбрать путь лжи, мошенничества и

уклонения от решения своих проблем.

 

Признаки успешной адаптации:

- удовлетворённость ребёнка процессом обучения;

- ребёнок легко справляется с

программой;

- степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий,

готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание

самому;

- удовлетворённость межличностными отношениями – с одноклассниками и

учителем.

Что может затруднить адаптацию детей к средней школе?

Рассогласованность, противоречивость требований разных педагогов.

2. Необходимость на каждом уроке приспосабливаться к темпу, особенностям речи, стилю

преподавания каждого учителя.

3. Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны с

определённой деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У

некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества. Другие, наоборот:

"шалеют" от внезапной свободы: бегают, задирают старшеклассников.

4.Отсюда повышенная зависимость детей от взрослых, прилипчивость к классному

руководителю, капризы, посещёние первого класса, где работает первая учительница.

5. Снижается успеваемость, так как этот возраст связан с интенсивным расширением

контактов, с обретением своего "я" в социальном плане, дети осваивают действительность

за порогом класса и школы.

Школьная дезадаптация: ребёнок становится недисциплинированным, невнимательным,

безответственным, отстаёт в учёбе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.

Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше)

являются наиболее подверженными дезадаптации. В этот период детям необходима

помощь педагогов, родителей и психологов. ОСОБЕННО РОДИТЕЛЕЙ.

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВАС УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ:

 

Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к

взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы,

самооценка ребёнка - ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько.

Поэтому задача родителей на данном этапе – познакомиться со всеми учителями,

которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов,

которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста как в учебной, так и во

внеучебной деятельности.

Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему

ребёнку.

Какие "плюсы" несёт в себе переход из начальной школы в среднюю? Что даёт в

психологическом плане это развитию личности ребёнка? Прежде всего - дети узнают свои

сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко

перестраивать своё поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым

общаются.

В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения

личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности.

Многие родители жалуются на то, что ребёнок не хочет учиться, что он "скатился" на

"тройки" и его ничего не волнует. Волнует, да ещё и как! Но – действительно, не учёба.

Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с

обретением своего "Я" в социальном плане, дети осваивают окружающую

действительность ЗА порогом класса и школы. А потому задача родителей - помочь в

этом сложном деле. Хорошо бы больше знакомиться с друзьями вашего ребёнка, приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. К какой из нихтянется ваш ребёнок? Почему? Конечно, обязательно надо контролировать ребёнка, особенно в первые два месяца

обучения в средней школе. Но всё же, ни в коем случае не смешивать понятия "хороший

ученик" и "хороший человек", не оценивать личные достижения подростка лишь

достижениями в учёбе. Если у ребёнка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно

поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период

проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями.

Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанный с

"двойками" в большинстве случаев приводит к отчуждению подростка и лишь ухудшает

ваши взаимоотношения.

Ещё одной особенностью детей 10-11 лет является их возросшая степеньсамостоятельности.

С одной стороны, это хорошо, так как многое ребёнок делает сам и не нуждаётся в вашей помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие дети пробуют наркотики (в том числе и курение), у них появляются сомнительные знакомства. Именно в этот период (а переход из начальной школы в среднюю подходит как нельзя лучше!) хорошо бы так спланировать свободное времяподростка, чтобы у него не осталось времени на "глупости" и бесцельное времяпрепровождение. Постарайтесь ВМЕСТЕ подумать, какие кружки (или студии, факультативы) хотел бы посещать ребёнок, кто из друзей мог бы составить ему компанию.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную атмосферу в доме,

когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения. Спокойствие домашней жизни поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

 

Признаки дезадаптации:

- усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

- нежелание ребёнка делиться своими

впечатлениями о проведённом дне.

- стремление отвлечь взрослого от школьных событий,

переключить внимание на другие темы.

- нежелания выполнять домашние задания. -

негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

- жалобы на те или

иные события, связанные со школой.

- беспокойный сон.

- трудности утреннего пробуждения, вялость.

- постоянные жалобы на плохое самочувствие.

 

Чем можно помочь ?

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребёнка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несёт ответственность.

Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждаётся в ненавязчивом контроле со

стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес

учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребёнком причины его

недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

Пятикласснику уже не так интересна учёба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребёнка была возможность обсудить свои школьные дела, учёбу и отношения с друзьями в семье, с родителями. Помогите ребёнку выучить имена новых учителей.

Если вас, что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь, как можно скорее

встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребёнка.

Поддерживать можно посредством: отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово).

высказываний ("Я горжусь тобой", "Спасибо", "Все идёт хорошо" и т.д.). прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.). совместных действий (сидёть, стоять рядом и т.д.). выражение лица (улыбка, кивок, смех).

Таким образом, резюмируя, отмечу, что успешность прохождения образовательной

траектории ребёнка напрямую зависит от того, каким способом родители и другие члены

семьи помогают ему в этом важном деле.

Педагог-психолог ГУО «Средняя школа №3 г.Лунинца»                   О.А.Макарова