Рекомендации педагога-психолога
по профилактике стресса у школьников
Совет первый. Определите, относитесь ли вы к группе риска. Если да, то научитесь смеяться над собой в тех ситуациях, где вы допустили небольшую оплошность. Чувство юмора всегда помогает снизить напряжение. А умение посмеяться над собой безо всякого смущения свойственно людям, которые умеют ценить себя, и которые свободны от внутреннего конфликта. Конечно, они стараются изменить вещи в желаемом направлении, если это возможно, но в то же время они способны быть гибкими.
Совет второй. Учитесь наблюдать за собой и осознавать, почему определённые события вызывают в нас напряжение, печалят или раздражают. Попробуйте составить список подобных ситуаций.
Совет третий. Иногда люди принимают слова и действия других на свой счёт, хотя для этого нет никаких веских оснований. Будьте более реалистичны, и прежде чем обидеться или рассердиться на кого-то, разберитесь, действительно ли люди хотели обидеть вас.
Совет четвёртый. В стрессовых ситуациях старайтесь сконцентрировать своё внимание на проблеме, а не «застревать» на собственных отрицательных эмоциях. Попытайтесь найти альтернативные способы решения и выберите из них то, что считаете более приемлемым.
Совет пятый. Занимайтесь профилактикой стрессовых состояний: читайте книги, выполняйте простые релаксационные упражнения. А если вы находитесь в состоянии стресса, то не копите отрицательные эмоции, поделитесь проблемами с близкими людьми.
Как уберечь ребенка от негативного влияния телевизора и компьютерных игр?
Чем и насколько опасен «голубой экран», чем и насколько опасна игровая приставка? Эти вопросы очень волнуют мам и пап — родители боятся, что несколько лет спустя их малыш превратится в подростка, зависимого от «ящика» и «игрушек».
От голубого экрана никуда не деться. Даже для младенцев созданы специальные телеканалы, превозносящие себя как лучшее средство воспитания ребенка.
А о чем говорят научные исследования?
- У детей, которые часто и подолгу смотрят телевизор, словарь не такой богатый, как у тех, кто не смотрит.
- Время перед телевизором — время пассивности: передача обращена только к эмоциям ребенка, никаких действий от него не требуется, психомоторное развитие на этот период замирает, между тем как эмоциональные конфликты легче всего разрешить именно с помощью подвижных игр и вообще движения.
Что вы можете сделать
До трех лет.
- Не сажайте ребенка перед телевизором. Может быть, телевизор поможет вам занять ребенка, но «занять» ребенка не означает заниматься им!
- Если у вас нет возможности поиграть с малышом, пусть он лучше возится рядом с вами со своими игрушками, чем сидит перед телевизором.
- Двухлетний ребенок обладает колоссальными творческими ресурсами, которые позволяют ему самому находить себе занятия, и играть он может с любыми предметами, порой — совершенно пустячными.
После трех лет.
Иначе обстоит дело, когда малыш овладевает речью и начинает хорошо говорить. Если он смотрит мультфильм, вы можете потом поговорить об увиденном, вот только проблемы пассивности это не снимет.
- Предусматривайте время для игр и ограничивайте сидение перед телевизором.
- Используйте телевизор для общения с ребенком: смотрите вместе с ним передачи, комментируйте то, что он видит, отвечайте на вопросы малыша.
С четырех-пяти лет.
Вдобавок к телевизору ваш ребенок начинает интересоваться компьютерными играми.
Ребенку, который склонен замыкаться к себе, уединяться, мир компьютерных игр дарит ощущение некоторой автономии, независимости от других.
В отличие от игрушек дуду игровая приставка — отнюдь не «переходный объект», и она не предназначена для утешения ребенка, скучающего в разлуке с мамой. Может быть, вы, собравшись приобрести эту игрушку, решите подождать, пока ребенок не пойдет в школу. А может быть, ребенок попросит вас подарить ему игровую приставку ко дню рождения или к Новому году. В этих и в любых подобных случаях всё зависит от вашей способности сопротивляться его просьбам до того момента или возраста, который вы назначили для этой покупки.
Когда ребенок идет в детский сад, начинаются обсуждения телепередач и компьютерных игр с друзьями.
- Как телевизор, так и игровая приставка должны использоваться только под вашим контролем.
- Если речь о видеоигре, предупреждайте ребенка о том, сколько времени вы ему на эту игру отводите, до того, как он начнет играть, и выдерживайте этот срок.
- Если речь о телепередаче или мультфильме, то, прежде чем ограничивать время просмотра, загляните в программу и выясните, сколько времени идет эта передача или этот фильм: выключить телевизор «на самом интересном месте» — лучший способ спровоцировать приступ гнева или конфликт.
В шесть-семь лет.
Ваш ребенок настолько поглощен фильмом, что вы начинаете опасаться, как бы он не стал путать реальность с вымыслом.
- Ночные кошмары и трудности засыпания часто бывают связаны с просмотром страшных фильмов — даже у больших детей.
- Часто тревожные дети, которых приводят на консультацию к психологу, легко соглашаются на то, чтобы родители установили для них правила просмотра и ограничения во времени — им так легче.
- Важно отбирать фильмы для просмотра ребенком, даже если он уверяет вас, что ничего не боится.
Может ли телевизор вредить обучению?
- Нет, если его использование ограничено по времени и если вы параллельно находите ребенку другие занятия дома и вне дома, водите его в кино, рассказываете ему сказки.
- Телевизор и сам может быть помощником в воспитании и образовании малыша, и этим его свойством не стоит пренебрегать.
- Просмотр телепередач даст вашему ребенку возможность включать своих любимых героев в игры с друзьями по детскому саду и обсуждать с ними увиденное.
Влияние телевизора на семью